Статьи →
Выборы. Единица измерения - голос.
Известно, что массовые выборы в органы законодательной власти слабо учитывают голоса отдельных избирателей, предоставляя существенное преимущество организованным группам лиц, контролирующим рыночные отношения в стране. Если политическая власть не отделена от рынка, она не способна противостоять влиянию заинтересованных групп на проведение выборной кампании.
Противостоять этому могли бы местные органы самоуправления, где голос каждого избирателя более значителен, нежели в массовых выборах. Но Россия в этом отношении ещё не вышла на уровень, к примеру, Швейцарии. Неудовлетворительна в России и сама система выборов в законодательные органы власти.
В мире, как известно, существует несколько систем подсчёта голосов на выборах представителей в законодательные органы.
1. Пропорциональная система - число депутатов от каждой политической группы зависит от числа голосов, поданных за неё по всей стране без каких-либо ограничений (Италия) или набравших не менее 5% голосов (Германия).
2. Территориальная система - число депутатов от каждой партии равно числу округов, в которых она выиграла (США, Англия).
3. Система абсолютного большинства - депутат от каждого округа должен получить более 50% голосов (Франция).
4. Предпочтительная система - все избиратели голосуют за всех кандидатов, нумеруя их в порядке предпочтения; проходит кандидат, собравший наибольшее число "пунктов" (Австралия).
В России используется первый вариант, - немецкий. Было бы правильней требовать от партий победы в каждом отдельном избирательном округе с подсчётом голосов по "территориальной системы" (как в США и Англии). Но для теперешней России, где политическая жизнь едва теплиться, а партии, именуя себя политическими, по сути отражают интересы представителей российского "дикого" рынка, было бы целесообразней выбирать депутатов от каждого округа по "системе абсолютного большинства" (как во Франции).
Интересно, что структура российского парламента очень напоминает ту, что была сформирована в период работы первой Государственной Думы в 1906 г. Только верхняя палата называлась не Советом Федерации (как сейчас), а Государственным Советом. Но выборы в Государственную Думу не были прямыми. Они осуществлялись через выборщиков. В России до некоторого времени депутаты в нижнюю палату парламента выбирались прямым и тайным голосованием по избирательным округам. Путин в 2004 г. предложил отказаться от этого и выбирать депутатов только по партийным спискам. Всенародного референдума по этому поводу не проводилось.
Наличие партийных списков не является отражением уровня политической активности граждан России. Более двух третей населения страны тогда и сейчас живут от получки до получки, им - не до политики. Стало быть уже восемь лет назад Путин сделал ставку на самую организованную и наиболее коррумпированную, часть населения - на чиновников. Цель оправдывает средства, - чтобы удержать власть в своих руках иногда приходится и выпачкаться в грязи.
30.01.2012
Теги: Выборы