Статьи →
Идеи суфизма и потребности общества
На ряде сайтов и порталов в "Интернете" во второй половине марта с.г. появилась заметка, заголовком которой является известная фраза персидского поэта Саади: «Да, я – в ладье. Меня разлив не тронет…». Автор высвечивает многие негативные стороны российской действительности: бездарное руководство властей, монополию "Единой России" в области политики и хозяйственной деятельности, низкие зарплаты граждан, высокие цены на товары и услуги, огромные масштабы нищеты на фоне преуспевающей кучки дельцов, наживших свои состояния отнюдь не праведным путём. Большинство здравомыслящих граждан России примерно одинаково оценивают ситуацию, сложившуюся сегодня в стране. Но что же дальше? - И вот тут начинаются расхождения во взглядах. Единого мнения не существует.
Да, власть сама создаёт себе проблемы и пытается бороться с ними, не забывая при этом обирать свой народ. Такая вот плохая — эта власть. А чем лучше народ? Да и есть ли он в России? За народ политики преднамеренно выдают разноликую толпу, делая населению своеобразный комплимент, оказывая гражданам ни к чему не обязывающие знаки внимания, дабы сохранить свой лекторат для будущих времён.
В заметке нам предлагается не бояться свободных людей. Весьма ответственное заявление. Человека в библейском понимании (каким его создал Бог), действительно, бояться не нужно. Для таких людей вообще неприемлемы понятия «свободный» и «не свободный». По мнению суфиев, человек не является человеком, пока его характеру свойственны потворство своим желаниям, алчность, раздражительность и нападки на других людей. Основная масса жителей планеты отнюдь не страдает избытком добродетели и, при этом, все стремятся быть свободными.
Автор предлагает отлучить нечестных людей от власти. Он убеждён: "Свободные люди найдут выход из политико-экономического тупика, в который завёл страну Путин и его команда. Свободные - спасут от нищеты народ и возродят страну из разрухи". Безусловно, «свободные люди» найдут какой-то выход из трудной ситуации, но совсем даже не факт, что после этого мы снова не окажемся в очередном тупике по милости разного рода «шариковых». В России всегда царила разруха в головах и душах толпы. Как можно доверяться тем, кто ещё не в "ладье" разума и мудрости, и кто, пребывая в невежестве, достоин лишь сочувствия со стороны таких, как Саади? Однако настораживает другое. Кто эти "свободные люди", которые, по мнению автора, будут радеть за дальнейшую судьбу «народа»? Автор не объясняет. И для читателя это остаётся тайной, а как известно: "на лбу всякой тайны написано ... - порок" (Эту далеко не бесспорную цитату приводит сам же автор).
А вот ещё один лозунг: "России нужна демократическая реформа". Безусловно, в России необходимо всё менять коренным образом. Но как это делать и, главное, кто это будет делать? Если человек не измениться в душе и разуме, нас всегда будут преследовать всевозможные "брежневы", "горбачёвы", "ельцины", "путины", "медведевы" и т.д. Именно об этом писал Саади, находясь в монастыре в конце своей жизни. Его "ладья" - это знания и мудрость, которые защищали его от всех жизненных невзгод. И, понятно, он не мог спокойно смотреть на то, как окружавшие его люди тонут в нищете духа, в невежестве. В этом он видел причину всех земных бед, в том числе - и материальной нищеты своих соотечественников.
Автор заметки использовал мудрые мысли известного персидского (иранского, таджикского) поэта для того, чтобы придать большую значимость меркантильным интересам общества, в то время как идеи и этика суфизма взывают к нравственному совершенству человека, ибо только на этом пути возможно избавление общества от многих проблем.
"Да, я - в ладье. Меня разлив не тронет. Но как мне жить, когда народ мой тонет?" (Саади Муслихиддин, ок. 1181-1291 гг.). В "ладье" знаний и мудрости находятся только такие, как Саади, коих слишком мало в этом мире. Остальные продолжают упорно тонуть в невежестве и даже не понимают, что с ними происходит. Как же эти люди могут изменить мир к лучшему? Разве что только - для себя?
19.04.2011