Статьи →
Налоговые проверки: способы обжалования.
Мы решили подготовить ряд практических статей, посвященных налоговым проверкам бизнеса. В данных статьях мы постараемся раскрыть вопросы, связанные с проведением налоговых проверок, способами и процедурой их обжалования, подготовкой доказательств, судебным обжалованием и исполнением судебного решения. Особое внимание будет уделено практике разрешения налоговых споров с рассмотрением конкретных ситуаций.
Итак, статья первая: способы обжалования.
Налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).
В случае, если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки по результатам проведения выездной налоговой проверки, и намерен подавать возражения на акт налогоплательщик в первую очередь должен провести анализ соблюдения налоговыми органами требований, предъявляемых в форме решения о назначении налоговой проверки и акта, на основании которого выносится решение, а также соблюдение требований Налогового кодекса к порядку проведения такой проверки.
Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику возможность обжаловать акты налоговых органов и действия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Существует общий порядок обжалования, закреплен в ст. ст. 137 - 142 НК РФ.
В этом порядке обжалуется абсолютное большинство актов налоговых органов, которые принимаются в ходе проверки и при рассмотрении ее материалов.
Например:
1) решение о проведении выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ);
2) решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ);
3) решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ);
4) решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ);
5) решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
6) постановления о назначении экспертизы, производстве выемки (п. 1 ст. 94, п. 3 ст. 95 НК РФ);
7) требование о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ)и другие.
Также, в общем порядке обжалуются и незаконные действия работников налоговых органов.
А вот для решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлена особая процедура обжалования. Она отражена в ст. 101.2 НК РФ, подробнее в следующих статьях.
Существует и еще один способ воздействия на налоговые органы - жалоба в прокуратуру. С жалобой в прокуратуру можно обратиться на любое действие или решение независимо от подачи аналогичной жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд. При этом срок для обращения в прокуратуру не установлен.
Прокурор в рамках осуществления своих полномочий по контролю за соблюдением закона, вправе направить в налоговый орган представление об устранении нарушения налогового законодательства. Например, он может потребовать от налоговой прекратить налоговую проверку, срок проведения которой истек.
Такое требование прокурора является обязательным для налогового органа в силу п. 1 ст. 6 Закона N 2202-1. А в случае его умышленного неисполнения виновные должностные лица налогового органа подлежат административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ (п. 3 ст. 6 Закона N 2202-1).
Однако, на практике добиться от прокуратуры реагирования на противоправные решения и действия налогового органа в связи с проведением налоговой проверки удается крайне редко.
В следующей статье будет рассмотрена процедура обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.
______________________________________________________________________________
Материал подготовлен: 24.11.2010
Теги: Налоговые проверки